Историческая справка
Шумихинский муниципальный округ занимает третье место по величине среди городов Курганской области. Возникновение Шумихи связано со строительством Западно-Сибирской железной дороги в 1890-х годах, когда в 1892 году здесь была организована железнодорожная станция. Согласно местным преданиям, название населенного пункта происходит от шума камышей, которые в изобилии росли на близлежащих водоемах и издавали характерные звуки даже при легком ветре.
Исторические источники указывают, что станция Шумиха относилась к IV классу и находилась на 116-й версте. При станции функционировали государственная сберегательная касса, почтовое отделение и буфет. Рядом с станцией сформировался поселок из approximately 50 домов, ориентированный на торговую и промышленную деятельность. Богатый сельскохозяйственный регион ежегодно поставлял свыше 200 тысяч пудов различных грузов, преимущественно зерновых культур, а также животноводческой продукции.
По мере развития в Шумихе появились образовательные учреждения, включая железнодорожную и поселковую начальные школы, фельдшерский пункт и железнодорожный клуб. В поселке работали три мельницы, предприятия по переработке животного сырья, кожевенный завод, церковь и несколько торговых заведений, а также крупный элеватор для хранения зерна.
По данным 1926 года, в Шумихинском районе насчитывалось 8634 хозяйства с общим населением 42 828 человек, из которых 3946 проживали в городской местности, а 38 882 - в сельской. Национальный состав преимущественно состоял из русских, с незначительным представительством других национальностей.
Трудоспособное население составляло 19 876 человек, а количество детей школьного возраста достигало 3502. Уровень грамотности в районе составлял 32,6%. Образовательная инфраструктура включала 25 школ первой ступени и одно учреждение повышенного типа. Культурно-просветительская сеть насчитывала 32 библиотеки и клуба, медицинское обслуживание обеспечивали 6 фельдшерских пунктов, а торговлю осуществляли 87 различных заведений.
Транспортная инфраструктура района включала Омскую железную дорогу и два основных тракта: Челябинск-Воскресенское и Шумиха-Усть-Уйское. В 1932 году емкость элеватора "Союзхлеба" при станции Шумиха составляла 500 вагонов.
В период Великой Отечественной войны более 13 тысяч жителей Шумихинского района участвовали в боевых действиях. Местные уроженцы сражались на различных фронтах, включая оборону Москвы, Ленинграда и Сталинграда, а также участвовали в освобождении европейских стран. Более 4 тысяч военнослужащих из района получили боевые награды, а трое летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза.
Более 5 тысяч шумихинцев погибли в годы войны. В память о них в районном центре установлен мемориал, а имена павших занесены в Книгу Памяти.
В послевоенные годы Шумиха превратилась в промышленный центр юго-западной части области. Наибольшего расцвета город достиг в 1970-1980-е годы, когда здесь работали numerous промышленные предприятия, включая машиностроительный завод, предприятия пищевой промышленности, швейную фабрику и завод подшипниковых иглороликов, продукция которого экспортировалась в 20 стран.
Шумихинская земля воспитала 29 кавалеров ордена Ленина и первого в районе Героя Социалистического Труда. Традиции мужества продолжили воины-интернационалисты, а одному из земляков было присвоено звание Героя России.
Современное состояние
Шумихинский муниципальный округ расположен в юго-западной части Западно-Сибирской равнины и занимает территорию 2809 квадратных километров. В состав округа входят 46 населенных пунктов различного типа и 17 муниципальных образований.
Благоприятное географическое положение способствует развитию инвестиционной привлекательности и укреплению межрегионального сотрудничества в рамках Уральского федерального округа.
Численность населения округа составляет 25,3 тысячи человек, из которых 17,3 тысячи проживают в городе Шумихе. Этнический состав представлен преимущественно русскими, а также татарами, башкирами и другими национальностями.
Транспортная инфраструктура включает развитую сеть автомобильных дорог общей протяженностью 910,35 километров, соединяющих населенные пункты с твердым покрытием.
Экономика округа характеризуется diversified структурой, включающей сельское хозяйство, промышленное производство, перерабатывающую промышленность и розничную торговлю. На территории зарегистрировано 313 юридических лиц и 556 индивидуальных предпринимателей.
Агропромышленный комплекс представлен 8 сельскохозяйственными организациями, 19 фермерскими хозяйствами и более 12 тысячами личных подсобных хозяйств. Промышленный сектор включает предприятия машиностроения, производства специализированного оборудования и добычи полезных ископаемых.
Медицинское обслуживание населения обеспечивает центральная районная больница с разветвленной сетью фельдшерско-акушерских пунктов и здравпунктов. Образовательная система включает школы различного уровня, дошкольные учреждения и организации дополнительного образования.
Культурно-досуговая инфраструктура представлена 23 учреждениями культуры, включая кинотеатр, 21 библиотеку, краеведческий музей и детскую школу искусств. На территории округа находится 23 памятника историко-культурного наследия.
Жилищный фонд характеризуется высоким уровнем газификации (90,6%) и развитой коммунальной инфраструктурой. Сфера обслуживания населения включает 302 торговых объекта, 86 предприятий бытовых услуг и 16 заведений общественного питания.
Телекоммуникационная инфраструктура обеспечивает полный спектр современных услуг связи. Активно развивается программа газификации, охватившая numerous населенные пункты округа.
В 2016-2018 годах введены в эксплуатацию новые детские дошкольные учреждения, продолжается строительство объектов социальной инфраструктуры.
Природно-ресурсный потенциал округа включает сельскохозяйственные угодья (189,2 тыс. га), лесные ресурсы (65,9 тыс. га) и месторождения полезных ископаемых, включая Хохловское месторождение урана. Развивается туристическая инфраструктура, включающая охотничьи базы и рекреационные зоны у природных водоемов.